ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ о предложениях направленных по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации

February 19, 2020

Обращение в сканированном виде.

              

 

 

  Уполномоченному по правам человека

                в Российской Федерации

                      

                Москальковой Татьяне Николаевне

 

 

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

 о предложениях направленных по внесению поправок  в Конституцию Российской Федерации со стороны  Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и Гильдии российских адвокатов

 

Уважаемая Татьяна Николаевна!

 

В  сети «интернет» появилась информация о том, что  "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" (ФПА РФ) и «Ассоциация некоммерческих организаций-адвокатских образований "Гильдия российских адвокатов" направили предложения по внесению следующих поправок  в Конституцию Российской Федерации:

 

«изложить наименование главы 7 Конституции Российской Федерации в следующей редакции: «Судебная власть, прокуратура и адвокатура» и включить в текст главы 7 Конституции Российской Федерации статью 129.1 в следующей редакции:

«1. Адвокатура является публичным, независимым, самоуправляемым профессиональным сообществом адвокатов и лиц, содействующих адвокатской деятельности, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Посредством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, адвокатура осуществляет защиту прав, свобод и интересов доверителей, обеспечивает доступ к правосудию, участвует в правовом просвещении, совершенствовании законодательства и практики его применения, а также осуществляет защиту профессиональных прав, свобод и интересов адвокатов.

3. Адвокат является независимым участником процесса отправления правосудия, профессиональным советником по правовым вопросам, получившим в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката, его обязанности и порядок привлечения его к ответственности определяется федеральным законом. Противодействие оказанию квалифицированной юридической помощи и вмешательство в адвокатскую деятельность запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законом.

4. Организация и порядок деятельности адвокатуры в Российской Федерации определяются федеральным законом.

5. Органы государственной власти и их должностные лица в порядке, установленном законом, обеспечивают гарантии независимости адвокатуры и адвокатов, соблюдение в отношении адвокатов прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации для граждан, оказывают содействие адвокатуре и адвокатам при осуществлении адвокатской деятельности.» (текст предлагаемых поправок из постановления президиума Гильдии российских адвокатов № 01 от 11.02.2020 года).

Аналогичным образом Федеральная палата адвокатов Российской Федерации предлагает переименовать главу 7 Конституции Российской Федерации, которая должна получить название «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». А в текст названной главы предлагается включение следующего положения: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом». Либо в формулировке Совета Палаты адвокатов Нижегородской области: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом. Воспрепятствование адвокатской деятельности запрещается».

 

Межрегиональная общественная организация  «Палата Судебных Поверенных» (далее МОО «ПСП»)  категорически возражает против внесения в Конституцию Российской Федерации данных поправок  по следующим основаниям:

 

1. Указанные выше проекты поправок являются ни чем иным, как расширенным цитированием статей Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (см. п. 1 ст.2, п.1 ст.3 ФЗ N 63-ФЗ), подобное расширенное цитирование, по большей части декларативного свойства, не должно переноситься из федерального закона в Основной закон Российской Федерации.

 

2. "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" ("ФПА РФ") не является государственным органом в системе судебной власти, ни системообразующим государственным институтом, требующим закрепления своего статуса в Конституции Российской Федерации. Как не закрепляется статус иных общественных объединений и некоммерческих организаций в Конституции Российской Федерации, например таких некоммерческих организаций как "Федеральная нотариальная палата" (ФНП), "Федерация Независимых Профсоюзов России – ФНПР", и иных некоммерческих организаций и общественных объединений.

При этом само право граждан на создание общественных объединений, включая профессиональные (право создавать профессиональные союзы) не нарушается, а свобода деятельности общественных объединений уже гарантируется ст. 30 Конституции Российской Федерации. Регламентация деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, включая и "Общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации", осуществляется на уровне федеральных законов. Деятельность "Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" в частности регламентирована Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

 

3. Данные поправки, безосновательно превознося роль исключительно адвокатов в деятельности по оказанию гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи, тем самым дискредитируют как самих лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь вне адвокатуры, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, так и само высшее юридическое образование.  Обращаем Ваше внимание что, в Российской Федерации квалификация юрист присваивается решением государственной аттестационной комиссии, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».        

 

4. Кроме того указанные поправки фактически косвенно направлены на продвижение на всей территории РФ адвокатской монополии на квалифицированную юридическую помощь и юридические услуги.

В данных поправках  избранным критерием для оказания квалифицированной юридической помощи и юридических услуг являются не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи, юридических услуг  и необходимости защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовая форма.              

Положения (части 1, 2 статьи 17, статья 18,  часть2  статья 45,  часть 1 статья 46, часть 1 статья 48)  Конституции Российской Федерации не содержат предписаний на установление «адвокатской монополии» на оказание юридических услуг. Введение  «адвокатской монополии» в отсутствие оснований, о которых упоминается в части 3 статьи 55  Конституции Российской Федерации нарушает не только право лиц, оказывающих юридические услуги в отсутствие статуса адвоката, но и затрагивает права лиц – потребителей юридических услуг, т.к. фактически ограничивает их в праве выбора способа защиты их интересов (см. постановление Конституционного суда Российской Федерации № 15-П  от 16 июля 2004г.).

 

5. Само по себе повышение уровня защищенности профессиональной деятельности адвокатов, обеспечение гарантий от вмешательства в деятельность адвокатов - защитников достигается внесением изменений в часть 2 статьи 294 УК РФ о вмешательстве в действия прокурора, следователя и дознавателя посредством дополнения указанного перечня вмешательством в деятельность защитника «в целях воспрепятствования осуществлению адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве».

 

Таким образом, достаточные изменения на уровне федерального законодательства не требуют внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

 

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь Конституцией России, общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, МОО  «ПСП» просит Вас:

 

1) принять меры реагирования по недопущению нарушения конституционных прав граждан, предпринимателей, а также оказать содействие по отклонению (не принятию)  предложений  (поправок) в Конституцию Российской Федерации, предложенных "Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" ("ФПА РФ") и «Ассоциация некоммерческих организаций-адвокатских образований "Гильдия российских адвокатов".

2) МОО «ПСП» просит ответ на данное  открытое обращение направить по средствам ФПС РФ по адресу: 150001, г. Ярославль, ул. Фабричная, д.28 или в сканированном виде по электронной почте: psp76@ro.ru.

 

 

 

     С уважением,

     Сопредседатель 

      МОО «ПСП»                                                                          А.Н. Чинахов

                                                

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Контакты: 150040,

Россия, город Ярославль, пр. Октября,  д. 30,

e-mail:psp76@ro.ru

Тел. +7 902 -  334-98-22

 

© 2016.  МОО "Палата Судебных Поверенных"